Банку удалось стать центром консолидации бизнеса и власти внутри региона
Региональные банки — важная часть бизнес-ландшафта и опора для местной власти. Председатель правления Алмазэргиэнбанка (АЭБ) Николай Долгунов рассказал «Б.О» об итогах 30-летней деятельности организации и перспективах.
— Николай, в чем сейчас приоритеты и трудности в развитии вашего банка и региональных структур РФ?
— Основные задачи — быть в тренде и обеспечивать стабильность финансовых показателей. Я руковожу кредитной организацией пять лет, и за это время у нас наблюдается устойчивый рост капитала, активов, кредитного портфеля. Кроме того, растут рейтинги кредитоспособности. И все это на фоне постоянных вызовов в банковской системе.
В конце 2023 года мы отметили 30 лет деятельности АЭБ. И если в Якутии в начале 1990-х годов было 35 региональных банков, сейчас мы, к сожалению, — единственный.
— Рост местных банков и бизнеса зависит от состояния дел в регионе, и наоборот?
— В Якутии экономические показатели растут, причем существенно, особенно с 2018 года, когда ее возглавил Айсен Сергеевич Николаев. По итогам 2023 года Министерство экономики оценивает ВВП Якутии в 2,3 трлн рублей (для сравнения: в 2017 году было чуть больше 1 трлн). Растет и численность населения: в 2023 году родился миллионный житель республики.
— Есть ли в республике секторы, в которые федеральные банки не «заходят»?
— СберБанк, ВТБ, Газпромбанк, конечно же, «поделили» многие отрасли. Алмазэргиэнбанк более тесно работает с торговым сектором: с учетом огромной территории Якутии и сурового климата федеральные ретейлеры только начинают заходить в республику, и мы помогаем развиваться местным игрокам — внутренним сетям.
Вокруг банка консолидируется и предпринимательское сообщество строительного сектора: в прошлом году мы провели первый в Якутии строительный форум, который объединил представителей бизнеса, органов власти, профессионального строительного сообщества и стал ключевым мероприятием строительной сферы республики. На мероприятии поднимались и обсуждались самые актуальные и важные вопросы строительной индустрии и реализации механизмов комплексного развития территорий. В этом году заработает мастер-план развития Якутска и Нерюнгри, это огромные инвестиции на ближайшие шесть-семь лет. Так что наши небольшие вложения в социальные проекты обещают банку серьезный мультипликативный эффект.
Для розничных клиентов мы выпускаем Карту жителя Якутии с уникальным наполнением. Мы внедрили единый социальный процессинг, где все уровни межведомственных льгот и льготников попали в один реестр. Внутри региона выстроена единая система лояльности. В том числе жители арктических районов Якутии, приезжая в Якутск, пользуются теми же тарифами и получают тот же кешбэк, что и горожане.
— Поделитесь ноу-хау, которые позволяют конкурировать с федеральными гигантами.
— Основной секрет — клиентоцентричность. Особенно это важно в климате, где температура опускается до минус 50 градусов. В 2015-2016 годах, когда флагманы индустрии ушли вперед в выпуске цифровых продуктов, мы ощущали отток клиентов, но затем «выровнялись» за счет трансформации сервисов. С тех пор количество активных клиентов в Алмазэргиэнбанке — и корпоративных, и розничных — показывает положительную динамику.
С учетом того, что наш банк на 98% контролируется региональным правительством, в периоды вызовов мы становимся инструментом адресной поддержки клиентов. За счет гибкости в подходах у нас получается быстрее запустить процессы, чем у федеральных структур.
Так, в апреле 2022 года банк совместно с правительством Республики Саха (Якутия) внедрил программу «Быстрые меры». Продукты питания и товары первой необходимости — лекарства, ГСМ — у нас по большей части завозные. В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары в Якутии мы предложили поставщикам продукции кредиты на год под 8%, создав региональный аналог федеральных программ, реализуемых через корпорацию МСП. Мультипликативный эффект от этого инструмента дал более чем десятикратное увеличение. По итогам 2022 года индекс потребительских цен на товары и услуги в России составил 113,8%, а конкретно в Якутии — 111,1%. То есть республиканский уровень инфляции был ниже среднероссийского на 2,7 процентных пункта. Существенная разница между регионами показывает в том числе эффективность антикризисных мер.
Также мы реализуем совместно с правительством проекты в строительной отрасли, в том числе с 2017 года под низкие ставки выдаем кредиты сельскому населению на благоустройство жилья.
— Корректно ли называть АЭБ республиканским институтом развития?
— Наверное, это слишком громко сказано, но мы близки к этому: будучи коммерческой структурой, одновременно несем и социальную нагрузку. В том числе мы видим свою роль в том, чтобы формировать у предпринимателей республики ESG-повестку — то, что сейчас называется социальным капиталом.
На нашем портале доступен интерактивный образовательный онлайн-проект для МСБ «Курс на устойчивость от АЭБ», учитывающий региональную специфику. В декабре 2023 года банк провел в Якутске третью конференцию «Курс на устойчивость». Мы приглашаем к диалогу всех представителей МСБ, даже совсем «малышей». С каждым годом аудитория конференции растет. К нам приезжали эксперты из Агентства стратегических инициатив, ВЭБа, Росатома, Евраза, представители крупнейшего бизнеса. Банку удалось стать центром консолидации внутри региона.
— В чем здесь коммерческий интерес для банка?
— Чем эффективнее будет взаимодействовать местное предпринимательское сообщество с промышленными компаниями, тем активнее будут расти наш портфель, обороты и прибыль.
В 2023 году Алмазэргиэнбанк и сам одним из первых в республике получил рейтинг высокого уровня от «Эксперт РА» — ESG-III (b). Это свидетельствует о том, что мы учитываем принципы устойчивого развития при принятии ключевых решений. Пока ESG-рейтинг для нас — не более чем способ позиционирования, выход на биржу в ближайшее время не планируем.
Мы финансируем на льготных условиях проекты, отрасли и направления, которые вносят вклад в устойчивое развитие и обеспечивают переход к низкоуглеродной экономике. Предоставляем банковские гарантии для бизнеса, занятого в реализации национальных проектов РФ. В 2023 году внедрен анализ ESG-профиля заемщика. При принятии решения о выдаче кредита мы определяем, соответствует ли проект заемщика зеленому, социальному или адаптационному направлению таксономии РФ. Такая оценка для нас — показатель уровня ESG-зрелости рынка, а поскольку, нужно признать, запрос пока неярко выражен, мы сфокусировали внимание на повышении уровня ESG-зрелости регионального бизнеса.
— Каковы планы АЭБ?
— Банк давно вышел за пределы Якутии: действуют офисы в Хабаровском и Приморском краях, работает представительство в Москве. В декабре прошлого года мы начали выпуск Карты жителя Хабаровского края. Мы первыми вызвались в достаточно сжатые сроки начать эмиссию этой Карты, несмотря на участие в конкурсе крупных федеральных кредитных организаций. Нам это удалось, в том числе благодаря опыту реализации Карты жителя Якутии. Мы думаем, что имеет смысл и дальше расширять географию присутствия, развиваться в направлении Арктики и Дальнего Востока, поскольку мы умеем работать в этих зонах.
— Как ваш опыт работы на финансовом рынке помогает формулировать цели и достигать задуманного?
— Еще в школьные годы я осознал свое призвание, окончил университет по специальности «Банковское дело». Чтобы больше узнать, всегда выбирал маленькие банки для работы, где можно видеть все сквозные процессы. Большую часть жизни я прожил в Москве, а когда в 2019 году вернулся в Якутию, она раскрылась для меня в новом ракурсе. Именно при таком видении появляются свежие идеи, которые мы обсуждаем с коллегами, с командой банка и реализуем.
Для успеха важно понимание, что устойчивость и креативность банку обеспечивают люди, команда. Также нам помогают формировать стратегию и контакты с местными предпринимателями — нашими клиентами.
— Постоянные вызовы — это стресс. В 2023 году банк стал лауреатом программы «Лучшие социальные проекты России» за инициативы по поддержке сотрудников. Каковы итоги?
— Проект «СО-знание» был направлен на гармонизацию психического состояния, актуализацию подавленных эмоций, самовыражение и самопознание. Под руководством практикующих психологов сотрудники изучали практики самопомощи при стрессе. Музыкотерапия включала в себя вибрации звука якутского хомуса, на занятиях по арт-терапии практиковали создание позитивных визуальных образов, йога-практики были направлены на снижение уровня тревоги. В результате удалось снизить уровень тревожности наших сотрудников более чем на четверть. Мы прилагаем максимум усилий для создания достойных условий труда, совершенствования системы вознаграждения и развития компетенций персонала.
«Б.О»